Инвалиды - кто они?

До тех пор, пока мы воспринимаем нашу инвалидность как трагедию, 
нас будут жалеть. 
До тех пор, пока к нам будут относиться с состраданием, 
нами будут управлять. 
До тех пор, пока мы будем стыдиться своей инвалидности, 
нас будут называть нежизнеспособными.

Как часто можно встретить на улице человека, идущего с палочкой или на костылях. И по инерции мы оборачиваемся и смотрим ему вслед, не понимая, что он такой же человек, как и все, только с физическими недостатками. К сожалению, эта проблема существует и во всем мире.

Мы мало, что знали об инвалидах в прежние времена. На них как бы существовал молчаливый запрет. Слепые, безногие, паралитики не должны были мозолить глаза здоровому, полноценному населению. Чем активнее общество загоняло инвалидов в невидимые глазу ниши, тем теснее эти люди сплачивались между собой. Так возникали целые миры, отличающиеся особой, не всякому понятной со стороны жизнью. Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям, в том числе и с умственными и физическими недостатками.

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения его социально-трудовой адаптации и интеграции относится к числу важнейших его задач.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В Российской Федерации частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), заболевания внутренних органов (до 20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (9-10%), нарушения зрения (13%), слуха (4%).

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей и. т.д. Вместе с тем остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-медико-педагогических и других проблем.

Медицинские учреждения неудовлетворительно оснащены современной диагностической аппаратурой, что затрудняет раннюю диагностику, а значит, и раннее включение реабилитационных мероприятий. Не развита сеть учреждений восстановительного лечения. Для настоящего времени не налажен промышленный выпуск специальных лечебных продуктов питания для детей, страдающих наследственными заболеваниями обменных процессов в организме. Не совершенна система обучения детей с отклонениями в развитии. По мнению экспертов в специальном обучении нуждаются более 4% школьников, а посещают специальные школы около 3%. По прежнему остается сложной проблемой получение профессии и трудоустройства по ней для инвалидов с детства. Только 4% инвалидов работает по специальности, полученной в интернате. В целом не более 50% молодых инвалидов получают профессиональное специальное образование, а работают в соответствии с полученными трудовыми навыками в городах около 25-30%, в сельской местности около 8-12%.

Учреждения для детей-инвалидов нуждаются в специальной мебели, оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое обслуживание. Не налажено серийное производство технических средств для передвижения, обучения, бытового оборудования и других видов реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах и на дому. Во многих странах мира активно лечат только детей со сравнительно незначительной двигательной патологией, с нормальными речью и интеллектом. Для детей и подростков с более тяжелыми двигательными и другими нарушениями разрабатываются многочисленные приспособления, в том числе коляски, приспособления к городскому транспорту, приспособления для увеличения ограниченных возможностей рук, позволяющие овладевать самообслуживанием, письмом, некоторыми профессиями и пр. Многочисленные приспособления устанавливаются и в квартирах, где живут инвалиды. Разработка и внедрение таких приспособлений позволили бы значительно расширить возможности социальной адаптации больных. Если бы в распоряжении этих больных были те приспособления, о которых упоминалось выше, они могли бы вести нормальную жизнь и работать. Не решены вопросы доступности архитектурной среды: жилых домов, магазинов, учреждений, больниц, общественных зданий, культурных и спортивных центров, парков и мест отдыха.

До сих пор, плохо организовано информационное обеспечение проблем инвалидности.

Крайне злободневна проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, производства неохотно решают вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида. Установлено, что доля неработающих матерей в таких семьях составляет 21% работающих неполный рабочий день - 11,7%. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида.

Изучение проблемы показывает, что возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничено.

Господствующее в обществе отношение к инвалидности влияет в свою очередь на отношение инвалидов к самим себе. Одновременно оно затрудняет взаимовлияние и совместную деятельность людей с физическими недостатками и без них. Парадная сторона общества опирается на ценности равноправия и солидарности. Но по отношению к инвалидности обнаруживается вторая действительность. В нас глубоко укоренилось понятие о человеке, который превозносит силу, красоту, здоровье, уровень жизни и хорошее положение. Также относятся к группам, которые помечены каким-то социальным клеймом. К людям с физическим недостатками, кроме всего прочего, относятся формально. Они представляются в первую очередь инвалидами, а только во вторую очередь - людьми. Отношения часто носят попечительский характер. Физически ущербная личность представляется объектом ухода обслуживания. За нее и помимо нее принимаются решения. При этом не возникает мысль, что у инвалидов имеется такое же право и обязанность нести за себя ответственность, как и у прочих граждан. В обществе все еще нет ясного представления об этом. В свою очередь роль инвалида предписывает, что он должен уметь приспосабливаться, быть терпеливым, благодарным и послушным. На основании их увечности людям приписывают одни особенности, и забывают о других. Физически ущербный человек остается без индивидуальности, без способностей, мыслей и чувств. Эти обстоятельства не могут не влиять на жизненные позиции и чувства собственного достоинства человека с физическими недостатками. Он воспринимает или воспринял уже до наступления инвалидности господствующее в обществе понятие о человеке. После получения увечья человек вынужден пересмотреть систему ценностей и свое мировоззрение, чтобы смочь воспринять себя инвалидом.

Часто представляется непосильно сложным пережить свою непохожесть на других, свое "отклонение от нормы". Увечье заставляет людей реагировать, оно будит чувства. Сложно определить, как нужно относиться к физически ущербному человеку. Физически здоровый человек в отношении себя знает о случайности того обстоятельства, что не он находится в положении инвалида. Это знание может быть настолько довлеющим, что человек не хочет иметь к инвалидам какое-либо отношение. В истории культуры отношение общества к людям с нарушениями развития было далеко не одинаковым. В западноевропейском средневековье господствовало представление о физических дефектах как наказании за грехи или знаки причастности к злым духам. Такое отношение часто приводило к тому, что людей с физическими недостатками боялись и избегали. Инвалидов расценивали как "больных", причем наиболее приемлемым образом их жизни были заточение, изоляция, а не участие в работе и общественной жизни общества.

Иные традиции и другой тип отношения к людям с ограниченными возможностями характерны для русской культуры. Люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, на Руси традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовано особое место. Дети и взрослые, чье развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, вызывали не только жалость, сострадание и сочувствие. Их положение в обществе также было необычным, окрашенным в священный цвет печатью Бога.

Современная эпоха устанавливает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. В 50-60-е годы, возникнув в Швеции, в странах Запада распространился подход нормализации в социальной политике по отношению к инвалидам.

В послереволюционной России долгие годы ребенок с тяжелым нарушением развития не воспринимался как потенциальный строитель коммунизма. Сегодняшние российские законодательные акты по своему содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя люди с ограниченными возможностями, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на психологические и бюрократические, чиновничьи барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми. Много свидетельствует о том, что социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь, от невнимания и отвержения до признания их прав, достоинства и полезности обществу.

Традиционно инвалидность воспринимается только как физическая ущербность. Однако инвалидность имеет также психические и социальные последствия. Жизнь человека с физическими недостатками психически сложнее, чем жизнь обычного человека. Уже только встреча с не информированностью и предрассудками окружающего общества добавляет груз на плечи лица с физическими недостатками и его семьи.

Хотя инвалидность само по себе не приводит к ухудшению душевного здоровья, она легко формирует сложные ситуации и создает препятствия для полнокровной жизни. Душевное состояние каждого человека - как с физическими недостатками, так и без них - можно поддержать. Успешное решение проблем зависит от тех жизненных ресурсов, которые содержаться в нас самих, от наших взаимоотношений с людьми, от нашего жизненного состояния и окружения.

Для людей с физическими недостатками необходимо создать предпосылки к строительству собственной жизни и возможности быть деятельным человеком общества. Когда у физически несовершенного индивидуума и его семьи имеется возможность влиять на принятия общественных решений, возможно достижение изменений, увеличивающих равноправие в обществе. Непосредственное окружение инвалида и все общество в целом должны приспособиться к тому, что среди граждан имеются инвалиды. Также следует иметь в виду, что увечья бывают самые разные, в том числе такие, которые не заметны. Критерием душевного здоровья на уровне общества является его готовность принять "отклонения от нормы", способность чувствовать коллективную ответственность.

Говоря или рассуждая о тех или иных проблемах развития своей страны, в частности о проблемах инвалидов и их решаемости за последнее десятилетие, мы не забываем либо упомянуть, либо сослаться на зарубежный опыт, в том числе на опыт высокоразвитых стран Европы, наших соседей по континенту. Но ссылка на опыт вовсе не означает его заимствование и широкое применение в отечественной практике. К тому же, этот опыт известен, как правило, узкому кругу специалистов, работающих в той или иной сфере, в том или ином направлении. Для самих же по-настоящему нуждающихся в этом опыте, в данном случае инвалидов, он остается чаще всего неизвестным или недоступным. И потому у многих такой опыт не выходит за рамки всего лишь предположения, а его незнания приводит порой к грустному умозаключению, что "у них, также, как и у нас".

И, тем не менее, этот опыт, причем весьма богатый, есть, как и есть страны его накопившие. В частности, Германия, где, как и во всякой стране, есть инвалиды, и их проблемы. И потому цель данной работы - показать реальное положение инвалидов в Германии, показать реальный богатый опыт их социальной реабилитации, позволяющей инвалидам в Германии не чувствовать себя "изгоями" общества. Этот опыт нашел свое обобщение и отражение в многочисленных публикациях и специальных изданиях, материалы которых в том или ином объеме положены в основу данной дипломной работы.

Предметом исследования данной работы являются не столько проблемы инвалидов как таковые, сколько теоретико-методологические проблемы социальной работы с инвалидами в Германии, ее организационные и научные основы, технология и инструментарий. Автор стремился обобщить накопленные в Германии опыт социальной работы. Сделана попытка систематизации имеющегося информационного материала по различным направлениям социальной работы, творческого использования зарубежного опыта. В своей работе автор стремился представить материал, чтобы передать состояние ключевой проблемы, основные тенденции ее развития, акцентируя внимание на возможностях использования материалов, как преподавателями в процессе подготовки и чтения лекций для студентов - не инвалидов и инвалидов, так и самими студентами. Автор благодарит за оказанную помощь в представлении материала Эльке Бартс (Германия). Литература, использованная в данной работе, прислана из Германии, ранее не переводилась и не публиковалась в России. По ряду аспектов автор данной работы прибегла к сопоставительному анализу существующих не только в Германии, но и в России реалий не столько терминологического, сколько практического характера, что дает возможность лучше понять и правильнее оценить как остроту самой проблемы инвалидов, так и степень ее решаемости, равно как и "государственность" подхода к ней в обеих экономически развитых странах.

I. Кого в Германии считают инвалидом?

Слово "инвалид", буквально переводимое с латыни как недействительный, неосновательный, за рубежом уже сегодня практически выходит из употребления, а его применение к людям с нетипичными внешностью и потребностями считается нарушением их прав. Соответственно люди избегают употреблять такие слова, как глухой, слепой, заика, заменяя их сочетаниями "с ослабленным слухом (зрением, речевым развитием)".

В нашей стране слово "инвалид" все еще употребляется для определения степени сложности заболевания и определения социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. Однако и у нас оно постепенно стало вытесняться такими понятиями, как "ограничение возможностей", нетипичное состояние здоровья, "особые потребности".

Однако предметом исследования в данной работе, как было заявлено выше, является положение инвалидов и ситуация вокруг них не в России, а в такой экономически высокоразвитой и стабильной стране с социально ориентированной рыночной экономической, как Германия. Тем не менее, в отдельных случаях автор данной работы прибегает к сравнительным характеристикам некоторых, на ее взгляд важных, социально-правовых аспектов жизни и обеспечения жизнедеятельности инвалидов в обеих странах, показывая тем самым успехи или недостатки в решении их проблем в Германии и России.

И так, согласно статистике в настоящее время в Германии проживает около 1490000 инвалидов. Из них 350000 проживает в специальных интернатах (Anstalten mit pfle-gender Assistenz) и 1140000 (35% мужчин и 65% женщин) проживают дома (чаще всего в домах своих родителей). Для того чтобы получить удостоверение инвалида, человек должен соответствовать определенной степени потери здоровья и тем самым степень инвалидности (сокр. GdB) определяется в процентах, что и указывается в таком удостоверение. И в этих удостоверениях для тяжело больных указывается дополнительно так называемый "индекс". В зависимости от степени инвалидности существует четыре таких индекса: G gehbehindert - инвалиды с нарушением опорно-двигательной систем, aG aubergewohn-lich gehbehindert - колясочники, BL blind - слепые, H hilflos - беспомощный, которому необходимо постоянное сопровождение.

В зависимости от индекса существуют и специальные льготы. Так, например, тот, кто имеет индекс "aG" В удостоверении, может получить по месту жительства специальное разрешение на парковку своего автомобиля, специально отведенном месте для парковки инвалидов.

Тот, кто имеет индекс "H", нуждается в постоянном сопровождении. При посещение общественных мест сопровождающих освобождается от платы за вход. При сопровождение инвалида в автобусе или поезде он также имеет права на бесплатный проезд. Подобная льгота, для сопровождающего, насколько известна автору данной работы, есть и в России, но действует она лишь на период с 15 октября по 15 мая. Что же касается самих инвалидов, то во всех этих случаях они оплачивают лишь небольшую часть стоимости билетов или же полностью освобождаются от платы токовой. В Германии инвалиды при 30% степени инвалидности могут ходатайствовать в финансовых органах о более высокой льготе в отношении налога, т.е. о праве на значительное снижение суммы уплачиваемого ими подоходного налога.

Кроме того, поступающий на работу инвалид с тяжелой степенью инвалидности может претендовать на более лучшие условия социальной защиты и на более длительный отпуск в течение года, чем не инвалиды. Однако некоторые инвалиды не пытаются получить такое удостоверение, дающее право на льготы, ибо опасаются, что работодатели не примут их на работу, если они обладают правом на более длительный отпуск и на лучшие условия социальной защиты. Инвалиды уже с 60-летнего возраста могут получать пенсию по старости. При 100% степени инвалидности инвалид освобождается также от налога на свой автомобиль (в обычном случае с 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин).

Однако не все инвалиды в Германии получают такую пенсию. Чтобы ее получать, необходимо проработать, по меньшей мере, 60 месяцев и выплачивать членские взносы в пенсионный страховой фонд. Те, кто не получает право на такую пенсию, могут получать социальную помощь. Не редкой бывает и такая ситуация, когда пенсионер-инвалид может дополнительно зарабатывать до 630 DM, и эта сумма никоим образом не влияет на размер его пенсии.

Если в Германии степень инвалидности определяется в процентности потери здоровья, то в России существует понятие "группа инвалидности".

Еще в 1932 г. была введена новая, ныне действующая классификация, устанавливающая следующие три группы инвалидности:

1-ая группа - утратившие трудоспособность полностью и нуждающиеся в постороннем уходе;

2-ая группа - утратившие полную трудоспособность к профессиональному труду, как по своей, так и по какой бы тони было другой профессий;

3-я группа - неспособные к систематическому труду по своей профессии, но могущие использовать свою остаточную трудоспособность:

·        либо на нерегулярной работе;

·        либо при сокращенном рабочем дне;

·        либо в другой профессии со значительным понижением квалификации.

Установить инвалидность имеют право только уполномоченные на то государственные органы - врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

II. Реабилитация и трудоустройство инвалидов в Германии

Понятие "реабилитация" подразумевает полное восстановление правового положения личности в обществе, т.е. имеет юридическое значение. В медицинском, социально - этическом понимании термин "реабилитация" употребляется с определенным значением, целом как комплекс мероприятий по интеграции инвалидов в общество, и получил он международное признание после первой мировой войны, когда появилось много инвалидов войны, для которых открывались специальные методы восстановительного лечения. Для инвалидов были созданы различные центры, реабилитационные службы, государственные институты.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в землях ФРГ, что можно объяснить имевшийся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя миллионы инвалидов. Решением проблем социально-трудовой реабилитации инвалидов заняты наряду с государственными учреждениями множество различных благотворительных агентств, обществ и церковь.

В стране действуют более ста учреждений, занятых реабилитацией инвалидов, емкость которых составляет около 100 тысяч мест. Лишь немногие из них, с числом до 4 тысяч, находятся на содержании государства.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов и их профессиональное обучение, переобучение, трудоустройство, а также предпринимает меры к сохранению инвалидов по мере возможности на их прежней работе.

Обучение и переобучение инвалидов проводится по многим специальностям, в том числе по специальности маляра, сантехника, слесаря-инструментальщика, слесаря-сборщика, садовода, животновода, птицевода, а также по многим другим специальностям в области торговли, культуры, здравоохранения, искусства. Специальные учебные заведения имеются для обучения слепых, глухих, страдающих церебральным параличом, туберкулезом и другими расстройствами.

При страховании на случай трудового увечья профессиональная переподготовка осуществляется в течение года, а в случае необходимости - в течение двух лет.

Материальные фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию инвалидов, формируются за счет взносов из заработной платы (составляя 7% зарплаты) и взносов предпринимателей (соответственно 7% заработной платы, а при страховании на случай трудового увечья или профессионального заболевания - 15%).

Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, следующие:

·        определение доступной профессии и опробование инвалида на соответствующем рабочем месте, профессиональная подготовка с учетом инвалидизирующего заболевания, включая получение одновременно и общего заболевания;

·        профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение, включая при необходимости окончание общеобразовательной школы;

·        помощь при предоставлении рабочего места и закреплении на нем, включая помощь при найме, оказание помощи работодателя в организации рабочего места, помощи в приобретении автомобиля, выплату надбавок за обучение на рабочем месте.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профконсультационные и посреднические услуги в трудоустройстве инвалидов.

Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов при биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, профконсультацию, подбор конкретных профессий, определение других мер реабилитации (обеспечения техническими средствами, рабочими приспособлениями, спецоборудованием станков). Для проведения такой работы в штате таких отделов имеются врачи-эксперты, психологи, инженеры по эргономике. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации.

Строительства межрегиональных центров реабилитации инвалидов финансируется государством через Федеральное министерство труда и социальных дел за счет фонда компенсации, которая создается из налогов, поступающих от предпринимателей, отказывающих в предоставлении работы с инвалидами.

С 1986 года повышен со 100 до 150 марок в месяц штраф, налагаемый на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии менее 6% от общей численности работающих. Выплачиваемые штрафы должны компенсировать затраты по трудоустройству инвалидов на других предприятиях. Кроме того, средства на реабилитацию инвалидов поступают из земель, входящих в состав ФРГ. А также от различных ассоциаций, агентств и фирм.

Вариантами организации центров реабилитации являются центры, проводящие только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещающие оба вида реабилитации.

Центр комплексной медицинской и социальной реабилитации в г. Фольмарштайне представляет собой лечебно-санаторное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника на 350 коек, отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. Клиника финансируется из средств госбюджета на здравоохранение. Мастерские по профобучению и общежитие содержатся на средства церкви. В центре осуществляется реабилитация инвалидов со спастическими вялыми параличами, дефектами опорно-двигательного аппарата, потерей зрения и слуха.

В ортопедической клиники осуществляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профобучения.

Отбор учащихся в центр реабилитации производится органами социального обеспечения и католическими организациями. Подготовка инвалидов в центре ведется по 40 специальностям, в основном по обработке дерева, металла, электротехнике, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. До начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается профориентационное заключение о наиболее показанной и доступной для инвалида профессии. Продолжительность обучения в центре реабилитации составляет от нескольких месяцев до двух лет (наиболее продолжительное обучение у инвалидов со спастическими параличами). Отдел профобучения центра получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем по окончании обучения инвалиды, как правило, поступают на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией, трудоустройство которых на обычных предприятиях затруднено, остаются жить в общежитии, и продолжают работать в мастерских центра.

Примером центра, осуществляющего преимущественно профессиональную реабилитацию, является центр реабилитации в Гейдельберге. В нем имеется 800 учебных мест и интернат с таким же числом мест. Центр работает под руководством двух советов - медицинского и профессионально-технического. Председателем последнего является один из административных руководителей фирмы Siemens. Профессионально-технический совет, в свою очередь имеет две палаты - торговую и промышленную.

Центр осуществляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями и больных с различного рода гиперкинезами. Подготовка специалистов ведется по 22 специальностям, в том числе в области электротехники, радиотехники, машиностроения, программирования, торговой коммерции и другим и профилям.

Мастерские центра оборудованы самыми современными станками и оборудованием. Общая подготовка в мастерских длиться 3 месяца, после чего учащиеся работают по выполнению заказов частных фирм. Продолжительность теоретических и практических занятий составляет 52 часа в неделю, из которых практические занятия длятся 36 часов. Для обучения конторских служащих в центре создана псевдофирма - акционерное общество с ограниченной ответственностью.

Инвалиды, проходящие обучение в центре, живут в общежитии, первый этаж которого занимают учащиеся с поражениями опорно-двигательного аппарата. В центре имеется медицинская служба, финансируемая государством из фондов социального обеспечения. В остальном учебное производство центра является частным предприятием, выпускающим продукцию по заказам фирмы Siemens, которая снабжает его материалами и оборудованием, а также по заказам ряда других фирм. С этими же фирмами заключаются договоры на подготовку специалистов. Восстановительный центр имеет тесный контакт с ортопедической клиникой Гейдельбергского университета, где имеется протезная мастерская для протезирования учащихся центра. Первичное протезирование начинается уже через шесть недель после ампутации. Восстановительное лечение проводится в медицинской части центра и включает физиотерапию, бальнеотерапию и массаж.

Восстановительный центр во Франкфурте-на-Майне развернут на 1200 коек и предназначен для медицинской реабилитации. В то же время ортопедическая клиника помимо операционного блока с рентгеновским отделением, физиотерапевтического отделения, включающего гидротерапию и массаж, отделения ЛФК, имеет отделение трудотерапии. В отделении трудотерапии действуют ткацкие, картонажные, металлообрабатывающие мастерские. Но профессиональное переобучение в этих мастерских не предусмотрено. В случае необходимости после проведения медицинской реабилитации инвалиды направляются для переобучения в другие города в учебные заведения или на предприятия.

Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экзамена в Промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контакта с инвалидом на рынке труда.

Наряду с приведенной нами системой социально-трудовой реабилитации в ФРГ, определенный интерес также представляет опыт реабилитации и трудоустройства инвалидов в других европейских странах, особенно в Австрии, Бельгии, Швеции, Франции, Нидерландах.

III. Условия обучения студентов-инвалидов в вузах Германии

В Германии постоянно растет число абитуриентов все больше выпускников школ решают продолжать учебу в вузе. В свою очередь инвалиды тоже не обиженны и, несмотря на свои физические недостатки, могут продолжать учебу в вузе.

До того, как выбрать учебный курс и тип высшего учебного заведения, можно получить помощь у профессиональных консультантов для абитуриентов и учащихся высших учебных заведений в службе занятости и в учебном консультационном бюро вуза.

Особой формой обучения является заочное обучение. Оно позволяет достичь образовательные цели, которые по различным причинам нельзя осуществить в очных учебных заведениях. Место обучения, время и скорость обучения при заочном обучении определяются самими учащимися. Учебные материалы доставляются по почте. Индивидуальное обслуживание осуществляется, как правило, в учебных центрах или по телефону, в особых случаях при домашнем посещении наставников. В настоящее время можно пройти полный курс заочного обучения получить диплом можно в ФРГ только в заочном университете города Хагена.

Почти во всех областях, где располагаются вузы, имеются студенческие общежития. Студенты-инвалиды, не нуждающиеся в специально оборудованном жилье, должны приобрести соответствующие адреса студенческих общежитий выбранного учебного заведения студенческих советов. Большинство жилищных управлений отдает предпочтение страдающим заболеваниями кандидатам на место. Тем не менее, заявка на комнату в студенческом общежитии должна быть предоставлена как можно раньше. Некоторые местные студенческие советы и другие представители содержат общежития, в которых предусмотрены комнаты для пользующихся инвалидным креслом и имеющих проблемы с передвижением. Но таких комнат преимущественно немного, иногда даже одна-две на все общежитие. В любом случае имеет смысл обратиться в студенческий совет, чтобы узнать, какие возможности жилья имеются или могут быть созданы. Тут же следует сообщить ваши индивидуальные потребности в оборудовании комнаты, если вы страдаете органическими или хроническими заболеваниями, а также аллергиями. Таким образом, можно своевременно оговорить условия (напр.: использование занавесок или ковровых покрытий из определенного материала). Имеются общежития, где осуществляется повседневный уход за больными учащимися, а также общежития предоставляющие учащимся уход и транспортные средства. При пользовании библиотеками некоторые институты создают для учащихся инвалидов условия. Студенты, имеющие хронические заболевания и инвалиды, могут на определенный срок зарезервировать постоянные рабочие места в университетских библиотеках для приготовления учебных заданий - домашние задания, семинарские работы и так далее. В связи с этим на столах могут быть оставлены книги, в необходимом количестве учебники, монографии.

Для слепых имеющих глазные заболевания студентов приобретение литературы является центральной проблемой в организации учебы. Отдельный материал можно найти в книгах со шрифтом для слепых или слепо-глухих. Слепые или имеющие заболевания зрения студенты могут в следующих учреждениях заказать прочитать на кассету учебный материал. В этих учреждениях для них могут сохранить учебный материал на кассетах, на дискете, в пунктирном шрифте.

Особые потребности в области питания, особенно для больных органическими и хроническими заболеваниями, учитываются настолько, что в большинстве столовых имеется предложение вегетарианской пищи, легкой комплексной пищи или полноценного питания. В некоторых случаях предоставляется свободная от сахара пища или компоненты пищи специально подобраны.

Площадка для парковки при институте может находиться на общественной территории и при этом подчиняться порядку уличного движения. Для парковки на территории института можно запросить у института специальные разрешения для парковки.

Для студентов, имеющих проблемы со слухом, часто важно поддержка, когда учебные мероприятия и дискуссии проводятся в больших помещениях. Наиболее употребительные в настоящее время являются микрофонные установки. При этом имеется возможность дополнить установку микропорт трубочным микрофоном на приемном устройстве. Это преимущество заключается в том, что на семинарах можно слушать не одного выступающего, но многие учащиеся могут принимать участие в дискуссии. Специально для изучающих медицину имеется стетоскопы с усилителем и подключением к слуховым приборам. Наряду с этими приборами имеются слуховые проекторы, которые являются в высших учебных заведениях стандартным оснащением, важной возможностью записать на лекциях и семинарах преподносимый материал. Имеется также диктующие устройства и пишущие машинки в различных вариантах. В зависимости от потребностей у них может быть раздельная клавиатура. Увеличенные или наоборот уменьшенные клавиши, усиленная или минимальная глубина нажима при нажатии клавиши и так далее.

Управления школ делают исключение из правил для учащихся-инвалидов с высокой степенью тяжести заболевания при проверки успеваемости и при проведении выпускных экзаменов. Эти правила касаются либо группы учащихся, либо отдельного представителя. Для выравнивания недостатков могут, например, служить следующие мероприятия при нарушениях функций письма: продление письменных экзаменов или замена письменного экзамена устным и так далее, при нарушении речевой функции: замена устного экзамена письменным, сдача экзаменов без присутствия на них других учащихся и тому подобное.

К задачам высшей школы согласно § 2 раздел 5 закона о высшем образовании и соответствующих федеральных законов относится учет особых потребностей и интересов студентов-инвалидов и хронически больных студентов. Здесь же речь идет о создании подходящей учебной и экзаменационной ситуации, о приближении и исходных условиях. Это особенно отчетливо проявляется в рекомендациях Министерства культуры на конференции от 25 июня 1982 года: "Распорядок экзаменов - если этого еще не имеется - должен создать необходимые предпосылки для соблюдения равных возможностей студентов-инвалидов в виде подобающих делу исключений из правил". Эти правила должны распространяться не только при сдаче экзаменационной сессии и зачетов, но и при контроле текущей успеваемости. Модификации учебы и экзаменов, на которые может быть подана заявка, могут быть, к примеру:

·        письменные дополнения устных экзаменов для имеющих слуховые нарушения или речевые проблемы;

·        продление срока сдачи домашних работ, семестровых работ и так далее;

·        учет периодов заболеваний и ограниченной работоспособности при учете успеваемости и времени планирования экзаменов (например, продление сессии при написании дипломных работ, контрольных работ, домашних работ);

·        отсутствие учета условий заболевания и его тяжести при провале на экзаменах за определенное возможное количество допусков.

Федеральный закон о развитии образования в первую очередь рассматривает финансирование учебы для инвалидов и хронически больных учащихся, когда они сами не имеют достаточного количества собственных средств. Возможно, что их учеба будет оплачена другими представителями. Это может быть тот случай, когда здоровье было потеряно в результате неправильно сделанной прививки, несчастного случая на производстве, в школе или в другом детском учреждении.

Пособия согласно Федеральному закону о развитии образования выплачиваются в виде частичной дотации, при этом помощь предоставляется наполовину в виде заема, а не подлежащей возврату доплате.

Предпосылкой для оказания помощи является тот факт, что образовательные потребности не могут быть оплачены, исходя из собственных доходов и возможностей, а также из доходов и возможностей супруга, супруги или родителей. При оказании финансовой помощи учитывается не только степень инвалидности учащегося, но также его родителей и других членов семьи, нуждающихся в содержании. При наличии в семье нескольких инвалидов сумма, не облагаемая налогом, может соответственно повыситься. В конце 4 семестра каждый студент, получающий пособие, должен предъявить свидетельство об успеваемости, что он или она имеют достаточную успеваемость в прошедшем учебном процессе. Если же в этом первом учебном отрезке были задержки с учебой, связанные с болезнью, то надо предъявить соответствующий документ, тогда свидетельство, но успеваемости можно будет предъявить позднее.

Наивысшее месячное пособие представляет собой в настоящее время следующее:

·        для учащихся в старых землях, живущих с родителями: 640,00 DM;

·        для учащихся в новых землях, живущих с родителями: 600,00 DM;

·        для учащихся в старых землях, не живущих с родителями: 795,00 DM;

·        для учащихся в новых землях, не живущих с родителями: 650,00 DM;

В настоящее время в ФРГ существует широкая сеть профтехучилищ, где обучаются юноши и девушки с физическими недостатками.

Крупнейшим учреждением по оказанию помощи инвалидам являются ортопедические заведения Фольмарштайна, основанные еще в 1904 году, Пастером Евангелической приходской церкви Францом Арндтом. Это Евангелическое учреждение включает широкую сеть заведений, включая спецшколы, мастерские и общежития для инвалидов, ортопедическую клинику и др.

В 1976 году на базе Евангельского учреждения было открыто профессионально-техническое училище Фольмарштайна.

Училище располагает целым комплексом зданий с помещениями для обучения, спортивными сооружениями, классами, помещениями для организации досуга и медицинского обслуживания, а также столовой и двумя жилыми корпусами общежития.

Обучение длится до 3,5 лет и заканчивается экзаменом перед Промышленной, Торговой, Ремесленной или Сельскохозяйственной Палатами. В распоряжении обучаемых имеются 300 обучающих мест и 66 мест, готовящих к обучению. Обучение производится по следующим специальностям:

·        коммерческая деятельность - 100 мест;

·        металлопромышленность - 78 мест;

·        электротехника - 45 мест;

·        графика - 30 мест;

·        ремесла - 47 мест.

Подготовка к обучению:

·        выбор профессии и апробация - 42 места;

·        подготовительный курс - 24 места.

Всего: 366 мест

Как видим, в Германии нет специальных институтов для инвалидов, все учатся в общей массе. А вот в России дело обстоит совсем по-другому. Инвалиды не то что не могут учиться в вузах из-за своих физических недостатков, так даже на территории России в настоящее время пока существуют лишь несколько специализированных институтов для инвалидов. В январе 1998 года исполнилось 10 лет со дня внесения и обоснования предложения о создании в Москве специализированного вуза-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы.

Постановлениями правительств СССР в 1990 году и России в 1991 году в системе Госкомнауки и высшей школы был создан первый в стране Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ). Это инвалиды спинальники, ампутанты, с заболеваниями костной и мышечной систем. В 1993 году институт принял первых студентов. Обучение ведется на пяти факультетах: экономическом, юридическом, иностранных языков, прикладной математики и редакционно-издательском. Ежегодный прием на все пять факультетов - 50 человек. Срок обучения - 5 лет. Причем студентов осуществляется на конкурсной основе со сдачей вступительных экзаменов, которые проводятся вначале июля.

За пять лет было принято в институт 235 студентов. Отсев студентов связан с их болезнью, неуспеваемостью или дисциплинарными нарушениями.

В МИИ обучаются инвалиды из различных регионов России, а также Белоруссии и Украины. Территориально - 66 студентов проживают в Москве, 27 - в Подмосковье и 142 - иногородние (из них 5 человек из СНГ). Среди студентов - 52 инвалида первой группы, из них 12 человек на колясках, которые проживают на первых двух этажах учебно-жилых корпусов, 121 человек имеют вторую группу и 62 - третью.

Основная причина создания специализированного высшего учебного заведения связана с отсутствием в стране "без барьерной среды", то есть неприспособленностью знаний помещений существующих вузов, городских коммуникаций и транспорта к возможностям и нуждам маломобильных инвалидов.

Современная жизнь в России требует от нас жизненной активности, но до сих пор существующая во многих зданиях препятствия для передвижения не дают возможности принимать активное участие в жизни общества людям с ограниченной способностью передвижения. Всё больше становиться ясно, что многие здания необходимо перестраивать, переделывать, чтобы преграды не мешали повседневной, жизнедеятельности, передвижения и участия в жизни общества. Людей нельзя разделить на разные группы, преградами, осложняющими передвижения и доступность общественных мест и зданий. Общественные доступности зданий и других общественных мест для всех зависит прежде всего от занимаемых позиций, участвующих в проектировании и принимающих решения людей. Люди, с ограниченными возможностями, способными передвигаться могли бы подъехать на легковом автомобили, инвалидных колясках, с костылями - проход как можно был бы короче (не менее 1800 м), круг для разворота коляски - окружность диаметром 1500 м, нужны пандусы с уклоном. Высота ступеней не должна превышать 120 мм, поручни должны быть такими, чтобы за них можно было крепко ухватиться. Для передвижения с костылями нужны не крутые лестницы, высота не должна превышать 120 мм. Должны быть установлены кнопки для звонка, телефоны на уровне инвалидной коляски. Вход в здание должен быть организован таким образом, чтобы вход в лифт располагался непосредственно на улице.

В настоящее время в России, кроме МИИ, действует ряд специализированных вузов для инвалидов: Государственный специализированный институт искусств (ГСИИ) в Москве Минкультуры РФ, Новосибирский институт социальной реабилитации (НИСР) Минобразования РФ, заочный Институт реабилитации и профессиональной подготовки, слепых Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск, Московская обл.). При Московском государственном техническом университете работает Центр инженерного образования глухих и при Челябинском госуниверситете открыто заочное гуманитарное отделение для инвалидов.

Обучение инвалидов в специализированных вузах не подменяет их обучения в действующих вузах. Это лишь частичное решение проблемы.

Обучение студентов в МИИ идет на основе государственного образовательного стандарта. Расписание занятий построено так, что еженедельно студенты I, II и III курсов имеют по четыре часа на медико-оздоровительную реабилитацию, которую проводят медики поликлиники и сотрудники кафедры физкультуры.

Студенты обучаются и проживают в двух четырех этажных учебно-жилых корпусах, без лифтов. Комнаты для проживания и учебные аудитории находятся на одном и том же этаже и эти комнаты закрепляются постоянными на все пять лет обучения. Компьютерные классы находятся в доступных местах.

За время работы в институте образовалось пять семейных пар, есть дети, что свидетельствует об определенной социальной защите студентов.

В зимние и летние каникулы студенты выезжают в дома отдыха на льготных условиях.

Студенты третьего и четвертого курсов проходят производственную практику на предприятиях и общественных организациях инвалидов, в суде и фирме.

Поскольку МИИ является единственным в России и для стран Восточной Европы специализированным вузом для инвалидов-опорников число абитуриентов, желающих обучаться в нем, с каждым годом возрастает.

Заключение

Данная дипломная работа, "Инвалиды в Германии", представленная автором, посвящена изучению жизнедеятельности и роли инвалидов Германии в обществе.

Целью данной работы было показать реальное положение инвалидов в Германии, показать реальный богатый опыт их социальной реабилитации, позволяющей инвалидам в Германии не чувствовать себя "изгоями" общества.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: обучение инвалидов любого возраста навыкам самообслуживания, бытового приспособления, адаптации к внешней среде, выработка независимости в общественных местах, способности обходиться без посторонней помощи.

В данной работе автор использовала отечественные и многочисленные зарубежные публикации.

Изучение проблемы показало, что возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участие в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничено.

Литература, использованная в данной работе, прислана из Германии, ранее не переводилась и не публиковалась. В России проблема инвалидов освещается в таких журналах как "Социальная защита", "Русский инвалид" и в региональных газетах и журналах. В Германии эта проблема освещается во многих источниках и издается в виде бесплатных брошюр.

Самое главное, к чему стремился автор, написать работу, которую можно интересно читать, которая представляла бы собой интригу. Внутренняя интрига заложена практически в каждой главе. Достигается это за счет ненавязчивой и естественной постановки проблем, которые в данной работе по объективным причинам решены быть не могут, но как надеется автор, будут решены в дальнейшем. Причем все это объясняется читателю в открытой форме.

Ну, а предел мечтаний автора - чтобы эту работу читал широкий круг читателей. Автор старался писать легко, доступно, во многих случаях отходя от укоренившихся штампов.

Заканчивая, автор надеется, что попытка написать работу "с человеческим лицом" будет встречена широким кругом читателей благосклонно.

Список использованной литературы

1.     Inforum Selbstbestimmer Assistenz behinderten Menschen E.V. Ausgabe 3/1998 "Anstalt fur Behinderte" von Elke Barth.

2.     Meyra Rehabilitationsmittel. Das Grosse Program der kleinen Hilfen Ausgabe. November 1996, 171 с.

3.     Tatsachen uber Deutschland. 1993.

4.     Бакеева Е.В. Ваши социальные льготы - знаете ли Вы о них? - В: "Экономическая газета", № 6, 1998.

5.     Германия. Факты. Societats-Verlag, 1993.

6.     Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 1992, 72 с.

7.     Если ваш ребенок не такой, как другие. Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды". М., 1997, 175 с.

8.     Инвалидность и душевное здоровье. Одобрена общим собранием Союза инвалидов 3.-4.06 1983.

9.     Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1996, 89 с.

10. Майра Р. Средства реабилитации. М., 1996, 115 с.

11. Российский национальный Конгресс "Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, биомеханика, реабилитация инвалидов". Материалы Конгресса. Коллектив авторов. С-Пб., 1998.

12. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов. Том 1-2. - М., 1993, 292 с.

13. Социальная защита инвалидов. Нормативные акты и документы/Под ред. П.М. Маргиева. М., 1994, 704 с.

14. Социальная защита, № 6 (66), 1997.

15. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М., 1996, 223с.

16. Теория и методика социальной работы. Том 1-2. М., 1994, 199 с.